четверг, 10 марта 2011 г.

О сохранении и развитии гончарства

Гончарные школы как эффективный способ сохранения гончарства 
 Аннотация: об эффективности деятельности гончарных учебных заведений на протяжении ХХ века в Опошне – известном гончарном центре Украины, важность и необходимость их существования в наше время. Решении проблемы сохранения гончарных народных традиций Опошни путем деятельности Коллегиума искусств в Опошни, учитывая накопленный опыт работы.


Гончарство – один из традиционных производств и проявлений мировоззрения украинского этноса. Поселок Опошня, что в Полтавской области, считается гончарской столицей Украины. Этот гончарный центр интиресен для научного изучения. На его примере можна говорить о эфективности гончарного образования для сохранения местных гончарных традиций.
Для сохранения и развития гончарства Опошни существование гончарных учебных заведений с конца ХІХ – до начала ХХІ века сыграло определяющую роль. Благодаря их деяльности, сохранились и розвивались местные гончарные традиции, было воспитано плеяду гончаров. Итак, за этот период в Опошне функционировали: Опошнянская показательная гончарная учебная мастерская Полтавского губернского земства (1894-1899); Опошнянский гончарный учебно-показательный пункт Полтавского губернского земства (1912-1924); Опошнянская керамическая кустарно-промышленная школа (1925-1932); Опошнянская школа мастеров художественной керамики (1936-1941); Опошнянское училище художественных промыслов – филиал Решетиловского ПТУ №28 (1986-2000).
В нынешнее время особенно актуальна проблема эффективного функционирования гончарной школы в Опошне – как один из путей сохранения и развития лучших традиций опошнянского гончарства. С последней четверти ХХ века наблюдается его стремительный упадок.
С 1997 года в Опошне существует Государственная специализированная художественная школа-интернат І-ІІІ ступени «Коллегиум искусств в Опошне» (далее – Коллегиум искусств в Опошне). Школу было открыто в условиях, когда занятие гончарством в Опошне стало непрестижным, почти прекратило действовать крупнейшее в Украине предприятие по изготовлению художественной керамики – завод «Художественный керамик». Среди основных заданий деяльности Коллегиума искусств в Опошне было поставлено в первую очередь заинтересовать детей заниматься гончарством, воспитать уважение к давнему ремеслу дедов-прадедов.
Основой изучения гончарного ремесла в Коллегиуме искусств в Опошне является процесс непосредственного изучения учениками его особенностям на уроках гончарства. Другим путем ознакомления учеников с гончарной традицией Опошни есть учебно-производительная керамическая мастерская, которая действует при школе. Деятельность мастерской наочно демонстрирует работу гончара в кустарных условиях. Важно отметить, что необходимость существования гончарной мастерской была осознана руководством всех гончарных учебных заведений, которые существовали в Опошне с конца ХІХ века до нынешнего времени, по-этому при каждом из них существовала мастерская, которая нередко занимала главное место в работе школы.
Среди методов привлечения детей теоретически и практически изучать гончарство, привлечения внимания общественности к современным проблемам Опошни организация совместно с Национальным музеем-заповедником украинского гончарства в Опошне и Институтом керамологии на базе Коллегиума искусств в Опошне симпозиумов гончарства, гончарских фестивалей, конкурсов.
Опыт работы Коллегиума искусств в Опошне безусловно, очень важный для сохранения и развития этнохудожественных традиций гончарного центра. Но, к сожалению, современная деяльность этого ученого заведения требует корекции, поскольку результаты его деятельности не соответствуют идее его учреждения. Гончарство не стало престижным занятием, не удается привлечь интерес молодой генерации к гончарству. Это проявляется прежде всего в том, что количество випускников заведения, которые учатся в вузах художественного направления весьма невелика, в сфере гончарства занимается только один (!) випускник Коллегиума искусств в Опошне.
Среди основних причин неэффективной деяльности назову отсутсвие квалифицированных учителей с художественных дисциплин, недостаточное количество детей в поселке, желающих иметь художественное образование; отсутствие четкой ориентации учеников Коллегиума искусств в Опошне на конкретные вузы именно художественного направления; необходимость окончательного усовершенствование учебных программ с художественных дисциплин; привлечение контингента одаренных детей со всей Украины, их контролированный отбор; полноценное функционирование интерната. Таким образом, нужны эфективные методы управления учебным заведением, решение проблем с принципиально новыми подходами.
Негативно отражаются на функционировании Коллегиума искусств в Опошне проблемы современной социально-политической жизни Украини. До этих пор на государственном уровне не осознано важность существования подобных учебных заведений в Украине. Присвоение статуса Государственного заведения в 2004 году существенно ничего не изменил.
Подводя итог, скажу, что деятельность уникального художественного заведения – Государственной специализированной художественной школы-интерната І-ІІІ ступеней «Коллегиум исусств в Опошне» была обусловлена необходимостью создания центра национального художественного воспитания, направленного на изучение, унаследование и творческое развитие местных гончарных традиций. Решение проблемы сохранения и развития гончарства в Опошне это эфективная деяльность этого учебного заведения, не будет Коллегиума искусств в Опошне, не будет будущего у самобытного вида народного искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий