четвер, 20 січня 2011 р.

О кукле... тканевой, глиняной, из теста.../ On the doll ... fabric, clay, dough ...

Кукла в традиционной культуре украинцев ХХ – начала ХХІ веков
Аннотация. Об уникальном явлении традиционной энокультуры украинцев – кукле. В докладе акцентировано внимание на использовании атропоморфного образа в разных направлениях украинского народного искусства. Автор обращает внимание на формы и декор глиняных, текстильных и мучных кукол, делает попытку объяснить их функции. А также делится секретами изготовления традиционных украинских тканевой и пряничных кукол, которые изготавливает сама. Ключевые слова. Украина, этнокукла, традиция, пряничная барыня, глиняная барыня, кукла-мотанка.
На протяжении веков, наследуя Творца, Человек лепит из глины и теста, изготавливает из полотна, соломы, лозы, сыра, травы, дерева куклы – по своему образу и подобию. Этнокукла – уникальное явление традиционной культуры всех этносов мира, которое раскрывает особенности их мировоззрения и характера.
Это одновременно предмет игры, способ воспитания и развития, объект творчества и реликт автентичной культуры, художественное творение и национальный сувенир. Народная кукла дает нам всем то, чего не может дать современная, имея экологическую и духовную чистоту.
Украинские мастера создали яркую традицию изготовления этнокуклы. Своеобразную и в то же время – связанную многими нитями с мировой. Украинская народная кукла кажется хорошо изученной. Ей посвящено множество научных и научно-популярных публикаций. В том числе – обобщающие монографии [1, 2, 3]. Но и сегодня много вопросов остается слабо изученными. Например, история ее развития.
В данном докладе остановлюсь на украинских этнокуклах, изготовленных из ткани, глины и теста, которые имеют много общего. Материал влияет на технологию изготовления, форму и декор изделий, но общим остается образ – женщина в юбке.
Важно отметить, что из ткани украинские мастера изготавливали только женские образы, из теста и глины, кроме них – фигурки всадников и животных (например, лошадей). История украинской глиняной куклы („барыни”, „барышни”, „панны”, „панянки”) в современном понимании ее назначения и образа насчитывает более четырех веков (точнее сегодня определить не возможно). В предыдущие времена антропоморфные фигурки использовалась эпизодически.
Например, в энеолите (трипольская культура, вторая половина VІ – начало ІІІ тысячелетия до н.э.), эпохе средней бронзы (поздний период катакомбной культуры, рубеж ІІІ – ІІ тысячелетий до н.э.) и начала железного века (VІІ – начало ІІІ века до н.э.). Мы знаем об истории антропоморфной фигурки лишь благодаря материалу – глине. Обожженная, она может хранится тысячелетия. Кстати, сегодня глиняные куклы в Украине для продажи изготавливают лишь в Опошне (Полтавская область) три мастера – Василий Омеляненко, Николай Пошивайло и Анна Диденко. Историю кукол из менее долговечных материалов можно реконструировать лишь для ХХ – начала ХХІ века. Хотя, без сомнения, они использовались и в более древние времена. Известно, что женские пряничные фигурки („куклы, „панянкы”) изготавливались в разных энографических регионах Украины (нам они известны из поселков Опошня, Котельва (Полтавская область) и Копашнево (Закарпатская область)) на протяжении ХХ века непрерывно. Традиция изготовления тканевых кукол была прервана приблизительно в средине ХХ века. Причин этого явления несколько. Во-первых, конкуренция фабрично-заводской продукции, которая смогла вытеснить из быта детей тканевые куклы, но не предложила аналога пряникам. Во-вторых, изменения психологии детей и способа жизни взрослых. Они стали оторваными от народных традиций, ставших для них архаикой. Взрослые прекратили (за редкими исключениями) изготавливать тканевые куклы, а дети – играть ими.
Со времен образования независимой Украины, поднялся уровень этносознания местных жителей, заинтересованность ими собственной культурой и историей. На этой благодатной почве, с 1999 года (время публикации монографии украинского исследователя народных игрушек Александра Найдена «Украинская народная игрушка» [2]) началось возрождение украинской тканевой (тряпичной) куклы – „мотанки”. Сегодня ее изготавливают для продажи много мастеров. Например, в Полтавской области их не менее тринадцати.
Хранимые доныне традиции изготовления фигурных кукол-пряников свидетельствуют о предназначении их для религиозных праздников. Например, в Опошне их изготавливали исключительно на Рождество для подарков крестникам. Сейчас их печет и продает одна мастерица. Фигурки женщин дарили исключительно девочкам. Мальчикам – фигурки лошадей и всадников. Дети сначала играли ими, а потом – ели. Иногда эти изделия хранили до следующего Рождества. На территории Закарпатья „куклы” также готовили на Пасху. Например, в с.Копашнево ещо пятдесят лет назад девочкам в Воскресенье вечером или в понедельник крестные дарили расписное яйцо («писанку»), куклу-мотанку, куклу-пряник и носовой платок. Сейчас их готовят и продают на большие православные праздники: Рождество, Пасху, Тройцу, а также храмовые. Опошнянские пряники мастера изготавливали исключительно покрашенными в красный цвет, декорировали линейным орнаментом. Закарпатские не красили, а декорировали красными орнаментами. Куклы из глины во второй половине ХХ – начале ХХІ века использовались исключительно как игрушки, сувениры или украшения интерьера.
Ситуация с тканевыми куклами – особая. Их сейчас изготавливают преимущественно мастера, не связанные с народными традициями. Они творят вокруг куклы своеобразную ауру символизма, основанную на информации, взятой из научных трудов и собственной фантазии. Ученые, в свою очередь, базируются на результатах анализа форм и декора старых кукол, а также, аналогиях из мировой культуры. Таким образом, традиционная форма и технология изготовления приобрела в наше время новосозданное символическое наполнение. Изготовленная в женском образе, кукла из ткани ассоциируется с богиней плодородия, берегиней домашнего очага и защитницей, сильным оберегом. Крест на ее лице – символом радуги, сделанным из ярких ниток. Круглое лицо с символом солнца. Фартук – с символом защиты женского начала. Существуют даже связанные с ней магические действия. Например, для охранной цели, её трижды оборачивают против часовой стрелки, приговаривая: «отвернись злом, повернись добром».
В конце доклада немного о современной технологии изготовления кукол. Глиняные лепятся полностью вручную или же их юпки вытягиваются на гончарном круге. Острыми стеками делаются ямки глаз и рта. Декор наносится ангобами (белым (из белой глины), красным, зеленым или коричневым) при помощи резиновой спринцовки.
Тесто на пряничные куклы готовят из муки, сахара, воды и аммония. Фигурки вырезают из раскачанного листа теста жестяными формами. Изделия красят и орнаментируют при помощи пищевых красителей: красного, белого, желтого и голубого.
Как правило мастерицы по изготовлению куклы-мотанки декларируют, что в технологическом процессе обходятся без помощи иглы и ножниц. Мотивация этого процесса в следующем – ее нельзя резать или колоть, поскольку в нее вкладывалась материнская любовь. Но на практике это не всегда выполняется. Стремясь сделать куклу более декоративной, нарядной, большинство мастериц используют ножницы для обрезания лишней ткани. При помощи иглы пришивают головные уборы и другие детали одежды.
Изготовление современной куклы-мотанки по наиболее архаичной технологии состоит из нескольких этапов. Первый – создание основы головы. Она преимущественно мотается из узкой полоски ткани по часовой стрелке. Далее на нее ложится квадратный кусочек ткани – основа туловища. Потом мотается крест на голове, который фиксируется на шее. Следующий этап – наматывание основы для рук. Для этого мастер использует кусок ткани, по ширине соответствующий длине рук, сматывая его в валик. Потом ложит его под ткань туловища и перевязывает нитью крестообразно, фиксируя на поясе. Дальше изготавливается юпка, квадратный передник и треугольный платок. Передник и юпка привязываются к туловищу поясом, платок вяжется на голову.
Яркие и праздничные, с функцией оберега, ляльки-мотанки сейчас очень популярны среди молодежи. Традиция изготовления глиняных и пряничных кукол постепенно угасает.

1. Герус Людмила. Українська народна іграшка. – Львів: Інститут народознавства НАН України, 2004. – 264 с.
2. Найден Олександр. Українська народна іграшка. Історія. Семантика. Образна своєрідність. Функціональні особливості. – Київ: АртЕк, 1999. – 256 с.
3. Найден О.С. Українська народна лялька. – Київ: Видавничий дім „Стилос”, 2007. – 240 с.

25.10.2010 р.

3 коментарі:

  1. Мирослава Росул7 січня 2012 р. о 12:18

    бачила такі пряники в дитинстві подивись у хорватів,чехів та словаків майже ідентичні може тому, що жили разом в австро-угорщині.

    ВідповістиВидалити
  2. Неплохо бы если бы было больше фоток

    ВідповістиВидалити
  3. Hello, always i used to check weblog posts here in the early hours in the break of
    day, as i love to gain knowledge of more and more.

    rosa lornness lellouche mongolian beef recipes
    paraguayan flag
    http://www.asistenta-preventie.ro/?q=content/buy-twitter-followers-cheap-wants
    http://pointpaulista.com.br/node/4080346
    http://aozkentavros.gr/content/no-hassle-social-media-services-and-marketing-software-prerequisites
    http://learning-support.tntcareernet.com/node/137705
    http://www.xn--sportbrze-57a.hu/really-easy-services-found-how-buy-real-followers-twitter-around-canada
    lohnes rosemarys laplace caruso choke

    Have a look at my web page - springdale

    ВідповістиВидалити