четвер, 3 вересня 2015 р.

http://www.liveinternet.ru/users/zapolara/blog#post370668775



Аватар Заполария
Святым кулаком, да по окаянной шее.
2827567_IMG_1484001 (700x532, 169Kb)
Издавна считалось, что самым действенным способом поощрить детей к обучению является битье. В «Уставе» Львовской братской школы от 1586 сказано: «А дидаскал (учитель), взяв порученное ему детище, должен его учить с промыслом доброй науки, а за непослушание - наказывать, не тирански, но учительски».
В украинских школах, секли в субботу (отсюда обычай «субітки» или «давать субботников»). Публичные казни происходили у порога класса или в коридоре школы, бурсы или на академическом плацу, обязательно на глазах одноклассников и в присутствии педагогического персонала.
Придя к дьяку, лучший ученик провозглашал от имени всех: «Мир ты, благой учитель наш!». На что учитель важно отвечал: «Надо бить вас». Школьники низко кланялись ему.  Наказание розгами обязательно сопровождалась чтением молитвы на этот случай: «Помни день субботний ...», из-за чего и сама экзекуция получила определение «напоминание». Получив свою порцию ударов по обнаженному телу, ученик поднимался на ноги, кланялся и говорил: «Благодарствую, пан учитель, за научение».
В завершение церемонии пан-дьяк торжественно провозглашал: «Сие тебе за прошедшие и будущие прегрешения. Помни день субботний в грядущие субботы, иди с миром ». В течение недели учеников не били, как бы они не провинились. Не было и сословных привилегий: в равной степени розги гуляли по спинам и барских, и мужичьих детей. 

2827567_IMG_1451001 (700x589, 254Kb)
Еще более мрачная эпоха в истории педагогики Украины началась после введения общероссийской школьной реформы 1786, когда украинские учебные заведения потеряли светский характер и, подчиняясь программам российских духовных училищ, насаждали казарменный режим и верноподданническое послушание. Воспитательная традиция рукоприкладства выросла до масштабов общегосударственной идеологии и стала инструментом политики утверждения уставной самодержавной империи.
2827567_IMG_1473001 (700x532, 161Kb)
Теперь  учеников могли наказывать уже не раз в неделю, а и по несколько раз в день. За малейшие провинности били линейкой по рукам, крутили уши, дергали за волосы, били по лицу и голове, давали подзатыльников, ставили на колени на гречку и горох, оставляли без еды. А главным "воспитательным" средством было битье розгами, палками или нагайкой. Трудно перечислить причины и поводы, которые приводили к физическим наказаниям. Били за все и наперед, и чтоб другим не повадно было.
2827567_IMG_1445001 (700x525, 225Kb)
Четкой регламентации наказаний не было, они зависели от настроений и предпочтений педагогов, которые сами прошли через науку битья и были «недосечены или пересечены». Количество ударов могло колебаться от 1-3 до нескольких сот. Выдержать эту пытку и не кричать было сложно. Когда били розгами по рукам, ученики кричали во все горло, несколько дней потом не могли писать и едва могли держать ложку во время ужина. После 150 розог выносливые не могли «ни стать, ни сесть», а после 300 ударов бурсаков конечно отливали водой и на дерюге волокли в лазарет. Известны случаи, когда такие физические и моральные издевательства приводили к смертельным случаям.
2827567_IMG_1465001 (700x525, 228Kb)
Телесные экзекуции дополнялись моральными, нередко связанными с унижением национального достоинства. Как известно, в XIX в. украинский язык был запрещен в школах на территории царской России. Чтобы приучить учеников говорить на великороссийском, за украинский язык, их заставляли, как воров, носить на шее деревянную колодку – печально известную «ноту» с вложенным внутрь журналом вины. Кто провинился, должен был подслушивать, кто скажет украинское слово, записать его в журнал и передать «ноту». Хотя сделать это было нетрудно, потому что ученики все до одного говорили по-украински.
2827567_IMG_1478001 (700x544, 181Kb)
История отечественного образования и педагогики в этот период  напоминает не иначе, как Страшный суд грешников. Построена на культе порки и унижении человеческого достоинства, система казарменного воспитания была действительно жестокой каторгой, которая калечила детские души.

Немає коментарів:

Дописати коментар