Про відомого художника-кераміста Петра Вауліна і його період діяльності в Україні
Жизненный
путь выдающегося русского художника-керамиста Петра Ваулина был тесно связан с
Украиной. Короткий, но насыщенный деятельностью период его пребывания на украинской
земле оставил заметный след в формировании современного облика керамики Полтавской
области.
В конце 1903
года Петр Ваулин приехал в Миргород. С 1896 года в городе уже семь лет
действовала Миргородская художественно-промышленная школа имени Николая Гоголя.
Открытая Полтавским губернским земством для содействия развитию гончарства
Полтавской области, она, к сожалению, слабо справлялась с этой задачей. О чем
свидетельствуют негативные отзывы о деятельности Миргородской
художественно-промышленной школа имени Николая Гоголя от тогдашних знатоков
украинского народного искусства и самих керамистов. В частности, старший сын
выдающегося тогдашнего опошнянского гончара Федора Чирвенко Семен, вспоминал,
что, окончив школу 8 июня 1903 года он начал работать с отцом, но «ничего не мог сделать ценнаго потому, что в
то время, когда я учился в школе, оная по керамике как уже всем известно ничего
не давала» [1, с.122-123].
Основной
причиной этому мы считаем отсутствие на то время квалифицированных специалистов
и руководителя, которые разбирались бы в специфике народного гончарства. Вместе
с тем, учреждение успешно выполняло различные заказы. В частности, в Миргороде
изготавливали изразцы для украшения храмов и гражданских сооружений
Санкт-Петербурга, строящихся по проектам известного архитектора Николая
Никонова [2]. По его же проекту в школе был изготовлен иконостас из майолики (1899-1900) для посольской русской православной
церкви в Буэнос-Айресе и скопированный с него в 1902 г. иконостас для Успенской
соборной церкви в Миргороде[3, с.8]. Ситуация
изменилась с 1903 года. Именно тогда началось сооружение в Полтаве дома
губернского земства и формирование украинского варианта модерна – «украинского стиля». По проекту архитектора Василия
Кричевского вышеупомянутый дом, фасад и отдельные интерьеры которого должны
были облицевать специальным кирпичом и различными глазурованными керамическими
украшениями, в т. ч. с цветочными орнаментами.
Летом 1903
года член Полтавской
губернской управы во время пребывания в Москве посетил
керамико-художественную мастерскую «Абрамцево», где предложил ее заведующему Петру Ваулину выполнить этот заказ. Он
согласился, но при этом назвал стоимость, которая в несколько раз превышала цену
иностранной [4, с.27]. Контракт заключен не был. Но, через несколько месяцев, в
октябре, когда на короткий период (до начала 1904 года) заведующим Миргородской
школы стал один из теоретиков «украинского стиля» известный украинский художник
Афанасий Сластион (Сластен), как сообщалось в журнале «Керамическое обозрение»,
П.К. Ваулин «поступил руководителем
практических работ керамических мастерских художественно-промышленной школы
имени Н.В.Гоголя в Миргороде Полтавской губернии» [7, с.177]. Очевидно мастер
мог заинтересоваться этой работой, так как ему предложили хороший заработок. Но
у него был и другой интерес: Петр Ваулин планировал организовать собственное
производство архитектурной майолики и подготовить в Миргородской школе мастеров
для него. Известно, что он осуществил замысел [6, с.146]......
Далі буде.
Немає коментарів:
Дописати коментар