четвер, 27 січня 2011 р.

О глиняной макитре в опошнянском свадебном обряде... / Oh hlynyanoy makytre in oposhnyanskom svadebnom ceremonies

Глиняная макитра в опошнянском свадебном обряде (вторая половина ХХ века)
Аннотация. Впервые в этнологии и керамологии акцентировано внимание на использовании глиняной макитры жителями Опошни во время свадьбы и ее использование в обряде разбивания. На основании собранных автором полевых материалов, сделано вывод о том, что глиняные макитры были незаменимым атрибутом свадебного обряда исследуемого периода.



Глиняная посуда к середине ХХ века была неотъемлемым элементом семейной и календарной обрядности украинцев. Данная студия посвящена аспектам использования глиняной макитры в свадебном обряде Опошни, что в Зеньковском раене, Полтавской области, поскольку была непременным его атрибутом. Макитры – один из наиболее употребляемых видов глиняной посуды украинцев. В хозяйстве они практически незаменимые, поскольку имеют широкую сферу применения, крепко связанные с традиционной кулинарией, в частности с хлебопечением. Поэтому гончары изготавливают и продают их до сих пор. Для исследования данной темы я избрала Опошню потому, что на протяжении ХХ века местными гончарами, отдельные из которых достигли значительного мастерства в этом деле (могли выкрутить на гончарном круге даже пятиведерную макитру!), было изготовлено значительное количество разных за параметрами макитр.
В Опошне в исследуемый период работали гончарные артели "Художественный керамик", "Красный гончар" (к началу 1960-х годов), гончарные заводы "Художественный керамик", "Керамик". Поэтому опошнянские хозяйки по крайней мере на протяжении ХХ века были достаточно обеспеченными глиняными макитрами. Невзирая на огромное количество научных трудов, посвященных украинскому свадебному обряду, опошнянская свадьба в научных трудах до сих пор остается не изученной. Не удалось найти ее описаний и в архивных источниках. Основным источником информации из изучения опошнянской свадьбы, есть полевые материалы автора, собранные на протяжении 2008–2010 гг. Большинство опрошенных информаторов (всего 30 человек), сообщили об использовании глиняных изделий, в частности макитры во время свадебного обряда в Опошне. Их воспоминания касаются преимущественно второй половины ХХ века – этим и обосновываются хронологические пределы данного исследования. В настоящее время достаточно сложно определить корни происхождения того или другого обрядного действия в частности с глиняной макитрой, раскрыть сущностное содержание и символическую нагрузку этой посуды именно в опошнянской свадьбе. Ведь на протяжении по крайней мере исследуемого периода, потребности в использовании глиняных макитр, способы использования их в опошнянской свадьбе, изменялись. Одной из весомых причин этого есть то, что находясь в статусе городка, расположенного на перекрестке важных торговых путей, в Опошне, на протяжении по крайней мере ХХ века, традиции, в частности свадебные, динамически трансформировались. Этого, например, нельзя сказать об окружающих селах. Хотя бы относительно села Большая Павловка, Зеньковского раена, расположенного за сорок километров от Опошни, в котором на протяжении ХХ века сохранился архаичный свадебный обряд в почти неизменном виде.
На протяжении предсвадебного этапа опошнянской свадьбы, большими (объемом свыше 20 литров) макитрами пользовались для приготовления и вымешивания теста свадебной сдобы (караваев, калачей, медовиков и шишек), а также хлеба, пирогов. В среду в Опошне выпекали медовики, в четверг – караваи, в пятницу – пироги и хлеб. Кстати, еще до 1970-х годов опошнянськая свадьба длилась почти неделю: "От среды к среде хоть на завалинке сиди".
В исследуемый период свадебную сдобу в Опошни готовили или несколько калачниц дома в Молодого и Молодой или их заказывали одной мастерице, которая работала у себя дома. Но в обоих случаях для вымешивания теста в Опошне использовали преимущественно именно глиняную макитру. Во время выпекания калачей группой калачниц (коровайниц), происходил интересный обряд, все этапы которого сопровождались песнями. Согласно зафиксированными мной сведениям, в последний раз в Опошне его осуществили в 1997 году. Опошнянка Лидия Омельяненко вспоминала: "Всим селом сходились каравай печь. Пели, кто пришел, всих звали, двадцать душ". Количество калачниц могли быть и меньшим – 4-6. В калачницы пытались приглашать счастливых в браке женщин.
Обычно для изготовления сдобы использовали две макитры – одну для каравая, вторую – для медовиков, поскольку их тесто отличалось и по объему и за количеством компонентов, да и одновременно эти два вида обрядовой здобы выпекаться в печь не ставили. Опошнянки вспоминали, что тесто на свадебные калачи, шишки и медовики старались готовить в новой макитре. Кроме того, опошнянская макитра могла быть специально изготовлена для этого случая, о чем свидетельствуют надписи на некоторых из них. У кого не было новой макитры, разрешалось месить тесто на коровай в той, в которой обычно готовили тесто на хлеб. Табу было готовить тесто для свадебных караваев в одолженной макитре. Макитру с приготовленным в ней тестом на свадебный каравай опошнянские калачницы обвязывали красной лентой. Свадебная мать перевязывала калачниц платками или куском ткани. Татьяна Басенко вспоминала, что: "На каравай сдобное тесто, как на пасху, но немного не такое: масло, яйца, сахар и ганус обязательно. Караваи длинные, прямоугольные. Медовики обязательно готовили, считаем приблизительно сколько гостей будет, чтоб всем хватило". Украшали караваи (выпекали два) "утками с крыльями", голубями, цветами из теста, ржаными колосками, калиной. «Посадив» караваи и оставив возле печи одну из коровайниц, остальные выходили за ворота – "гнетить" (зарумянивать) их – именно в этот момент наступало время осуществить обряд разбивания макитры. Опошнянский гончар Михаил Острянин, мать которого, Василиса Денисовна Острянин (в 1950-1960-х годах была одной из наиболее известных опошнянских коровайниц), вспомнил такие детали: с песнями и шутками калачницы открывали ворота (чтобы все люди видели этот обряд). Посреди двора или на улице разжигали костер, выносили немытую после теста макитру (иногда, жалея, брали другую, старую), становились вокруг костра, передавали через него крест-накрест макитру, потом целовались и бросали макитру в огонь так, чтобы разбить ее. В конце раздавливали черепки ногами и вместе с тем гасили костер. Во время этого коровайницы приговаривали: "бьем макитру, чтобы не месить в ней больше". Калачницы пели (в частности песню "За хатой, за горницей, стоит вода с росицею", пританцовывая вкруг того огня, свадебная мать в это время угощала их водкой. Татьяна Басенко вспоминала: "У нас за каждую сестру били макитру (сестер в респондентки три – О. Щ.). За каждой свадьбой, как пекутся калачи, то их "гнетут" – поют на дороге, разводят огонь, бьют макитру". Черепки оставляли на дороге. Разбивание калачницами макитры символизировало окончание обряда выпекания караваев.
"Традиция" заказывать свадебный каравай в женщины, которая "специализировалась" на этом, массово распространилась в Опошне в последней четверти ХХ века. Понятно, что в этих случаях описан выше обряд с макитрой не происходил. Удалось зафиксировать случай, когда глиняная макитра для замеса теста на каравай у одной из известных опошнянских коровайниц Екатерины Порскало "прослужила" свыше 40 лет. Она досталась ей в наследство от тети Василисы, которая в свое время также выпекала свадебную обрядовую сдобу для односельчан. Еще одной известной опошнянской коровайницей односельчане считают Надежду Процик, о которой и до сих пор вспоминают, : "коровайница на все село".
Сделаю несколько замечаний относительно опошнянского обряда разбивания макитры. Ни в одном из проработанных мной описаний свадебных обрядов ХІХ–ХХ века такого обряда не зафиксировано. Готовили тесто, как можно понять из этих описаний, преимущественно в деревянной кадке. Хотя обычай разбивания других типов глиняной посуды на свадьбе – общераспространенный. Можно допустить, что обычай разбивать именно глиняную макитру возник в ХХ веке и присущий преимущественно для Опошни и окружающих приселков, где большие макитры (а именно большие нужны для приготовления-вымешивания теста) распространялись в значительном количестве. Согласно воспоминаний опошнян, в день свадьбы глазурованные рисованные макитры небольших размеров (до 6 литров) иногда использовали для подачи к столу вареников, блинов, голубцов и тому подобное. Новая глиняная макитра могла быть также свадебным подарком. Поврежденные глиняные макитры кое-где использовали и на послесвадебном этапе, на второй день свадьбы, во время обряда хождения "в сваты". Делегацию родственников Молодой встречали таким образом: насыпали в макитру или горшок пепла, ставили "на воротах", и когда группа подходила, пытались так разбить сосуд, чтобы припорошить как можно больше людей.
С течением времени для многих из нас, современных людей, потерялось так и непонятное до конца содержание отдельных свадебных действий, обрядов. Процесс предсвадебной подготовки в настоящее время сводится по большей части к суматохе вокруг организации застолья. Со значительными изменениями в современном свадебном обряде сравнительно даже с тем, что происходило 60 лет тому, макитра потеряла обрядовую функцию. Но и до сих пор тесто для опошнянских свадебных караваев коровайница Екатерина Порскало месит именно в макитре, той самой, которой свыше 40 лет….
Подытоживая, можно сделать такие выводы: в Опошне по крайней мере во второй половине ХХ века, глиняными макитрами пользовались на всех этапах свадебного обряда. От начала 1990-х годов глиняную макитру опошняне использовали преимущественно на предсвадебном этапе. Кроме употребительной (для приготовления теста, подачи кушаний на стол), подарочной, она выполняла важную символическую, обрядовую функции. Использование глиняной макитры во время современных предсвадебных приготовлений так, как это было раньше, украсило бы этот обряд, предоставив ему не только архаичного глянца, но и ощущения связи с традициями наших предков.
29.10.2010.


1 коментар: