среда, 10 октября 2012 г.

Петро Ваулін / Peter Vaulin

Про відомого художника-кераміста Петра Вауліна і його період діяльності в Україні 

Жизненный путь выдающегося русского художника-керамиста Петра Ваулина был тесно связан с Украиной. Короткий, но насыщенный деятельностью период его пребывания на украинской земле оставил заметный след в формировании современного облика керамики Полтавской области.
В конце 1903 года Петр Ваулин приехал в Миргород. С 1896 года в городе уже семь лет действовала Миргородская художественно-промышленная школа имени Николая Гоголя. Открытая Полтавским губернским земством для содействия развитию гончарства Полтавской области, она, к сожалению, слабо справлялась с этой задачей. О чем свидетельствуют негативные отзывы о деятельности Миргородской художественно-промышленной школа имени Николая Гоголя от тогдашних знатоков украинского народного искусства и самих керамистов. В частности, старший сын выдающегося тогдашнего опошнянского гончара Федора Чирвенко Семен, вспоминал, что, окончив школу 8 июня 1903 года он начал работать с отцом, но «ничего не мог сделать ценнаго потому, что в то время, когда я учился в школе, оная по керамике как уже всем известно ничего не давала» [1, с.122-123].
Основной причиной этому мы считаем отсутствие на то время квалифицированных специалистов и руководителя, которые разбирались бы в специфике народного гончарства. Вместе с тем, учреждение успешно выполняло различные заказы. В частности, в Миргороде изготавливали изразцы для украшения храмов и гражданских сооружений Санкт-Петербурга, строящихся по проектам известного архитектора Николая Никонова [2]. По его же проекту в школе был изготовлен иконостас из майолики (1899-1900) для посольской русской православной церкви в Буэнос-Айресе и скопированный с него в 1902 г. иконостас для Успенской соборной церкви в Миргороде[3, с.8]. Ситуация изменилась с 1903 года. Именно тогда началось сооружение в Полтаве дома губернского земства и формирование украинского варианта модерна – «украинского стиля». По проекту архитектора Василия Кричевского вышеупомянутый дом, фасад и отдельные интерьеры которого должны были облицевать специальным кирпичом и различными глазурованными керамическими украшениями, в т. ч. с цветочными орнаментами.
Летом 1903 года член Полтавской губернской управы во время пребывания в Москве посетил керамико-художественную мастерскую «Абрамцево», где предложил ее заведующему Петру Ваулину выполнить этот заказ. Он согласился, но при этом назвал стоимость, которая в несколько раз превышала цену иностранной [4, с.27]. Контракт заключен не был. Но, через несколько месяцев, в октябре, когда на короткий период (до начала 1904 года) заведующим Миргородской школы стал один из теоретиков «украинского стиля» известный украинский художник Афанасий Сластион (Сластен), как сообщалось в журнале «Керамическое обозрение», П.К. Ваулин «поступил руководителем практических работ керамических мастерских художественно-промышленной школы имени Н.В.Гоголя в Миргороде Полтавской губернии» [7, с.177]. Очевидно мастер мог заинтересоваться этой работой, так как ему предложили хороший заработок. Но у него был и другой интерес: Петр Ваулин планировал организовать собственное производство архитектурной майолики и подготовить в Миргородской школе мастеров для него. Известно, что он осуществил замысел [6, с.146]...... 
Далі буде.






Комментариев нет:

Отправить комментарий