среда, 20 июня 2012 г.

Про кераміку Білорусі / On ceramics Belarus

On ceramics Belarus 
Керамо-Минск-2007 (взгляд украинских керамологов)
Здесь кратко изложены результаты и впечатления от поездки, пятилетней и еще совсем недавности, в Минск с целью изучения современного состояния гончарства и керамологических исследований в Республике Беларусь, установление контактов с белорусскими керамологамиДля достижения поставленой цели мы ознакомились с работой ведущих заведений республики, занимающихся изучением, сохранением, популяризацией и изготовлением керамики – Института искусствоведения, фольклора и этнографии и Института истории НАН Беларуси, Союза мастеров народного искусства Беларуси, керамической лаборатории Национального университета культуры и искусств, Музея древней белорусской культуры. Были проведены интервью с беларусскими керамологами: докторами искусствоведения Евгением Сахутой и Анатолием Жуком, кандидатами исторических наук Натальей Дубицкой, Ириной Ганецкой, аспирантом Сергеем Молчаном.

Обнаружено, что керамика в республике изучена неоднородно. Более изучены древние изделия. Народной керамике ХІХ-ХХ веков посвящены преимущественно научно-популярные издания. В работе названых выше заведений существуют значительные проблеммы. Например, недостаточно финанансируются научные исследования. В стране нет ни одного специализированого этнологиического периодического издания. Указанные заведения имеют небольшие библиотеки, которые почти не пополняются новыми специализированными изданиями из-за границы. В Минске на то время не было ни одного музея народного искусства. Единственный музей, где экспонируется значительное количество гончарных изделий ХІХ-ХХ веков – Музей древней белорусской культуры, занимает несколько комнат Института искусствоведения, фольклора и этнографии НАН Беларуси. Хотя этот музей имеет значительные коллекции белоруской народной одежды и керамики, часть которых выставлена в экспозиции.

Союзом мастеров народного искусства Белоруси руководит исследователь народного искусства, доктор искуствоведения Евгений Сахута. По его словам, в 2007 году в Союз входили 50 художников-керамистов, за редкими исключениями, не наследственных. На то время Союз занимлся возрождением изготовления давно забытых дымленных, обварных и фляндрованых изделий. Вместе с тем мастера изготавливали и близкие к китчевым изделия. Об ассортименте продукции современных белорусских народных мастеров можно сложить представление об экспозиции Музея Союза (фото Р1010038-1010151).





Со слов Евгения Сахуты, в то время в Республике успешно функционировали три керамические завода, где изготавливали в формах далекую от народной керамики. Один из них, в традиционном гончарном центре – городе Ивенець. Другие – в селах Родашковичи и Речиця. Функционировал только один традиционный гончарний центр – село Городня Брестской области. В нем эпизодически работали до 10 гончаров, при местном Доме Культуры действовала школа гончаров. Успешно функционировала керамическая лаборатория Национального университета культуры и искусств. Правда, из увиденной ее продукции можно сделать вывод, что формы гончарных изделий далекие от народных (фото Р1010222-1010258).


Считаем, что изучение и популяризация гончарства Беларуси продолжается в русле традиций советского времени. Но в условиях безвозвратного исчезновения народных традиций нужно что-то менять…

Комментариев нет:

Отправить комментарий