четверг, 20 января 2011 г.

Про новий глиняний посуд/ О новой глиняной посуде / A new pottery

Украинские традиции обращения с новой керамической посудой 
Меня заинтересовали повседневные поведенческие аспекты в сфере питания, в первую очередь, обращение с новой глиняной посудой в быту украинцев: ее приготовление к использованию, с целью улучшить качество приготовляемого, его защиты от вредного воздействия «темных сил», продления срока службы посуды, приобретения ней приятного запаха. Со временем сложилась целая система традиционных правил обращения с новой посудой во время покупки, перед первым приготовлением пищи в ней. Некоторые традиционные правила сохранилась и до наших дней.
На первый взгляд простые правила продолжения срока службы глиняной посуды, магические действия, направленные защитить вместимое, сохраненные и используемые веками, составляют целую систему действий, напоминая ритуал. При этом важно, какую именно посуду готовят к использованию и как потом используют ее во время приготовления пищи: горшок, «глечик» («гладущик») – кувшин для молока, «макитру» (сосуд для растирания продуктов) и т.д.
В основном глиняную посуду покупали на рынках, ярмарках, или на дому в гончаров, а также обменивали на тряпье в «ганчурникив» (заезжие люди, которые меняли глиняную посуду на тряпье). На рынок съезжались гончары со всей округи, поэтому покупатели имели возможность выбора. Среди разнообразия глиняной посуды с разных гончарских центров ценились изделия хорошо зарекомендовавших себя гончаров. Покупателями посуды были исключительно женщины4. Только сама хозяйка могла знать, что именно ей нужно в хозяйстве на данный момент.
Опытная хозяйка сразу могла определить качество изделия.
Она внимательно рассматривала выбранную посуду, чтобы нигде не было трещин, глазурь равномерно покрывала всю поверхность. Чтобы проверить, что горшок не дырявый, хорошо обожженный, стучали по нем и прислушивались – если горшок отзывался глухо, это означало, что где-то есть трещина, даже и невидимая, но если звук звонкий, это свидетельствовало о хорошем обжиге посуды, о том, что она хорошая. Существовало поверие, что глухой звук издает горшок, а звонкий – «горщиця», в ней все приготовляемое будет вкуснее, чем в горшке5.
Обращали внимание и на внешний вид посуды. Хорошим знаком считалось, когда внутри «глечика» находили солому или сено, которое попадало туда во время транспортирования. Солому или сено не выбрасывая из посуды, несли домой. Считалось, что в такой посуде сметана будет гуще и жирней. Гончары очень умело укладывали посуду на возы, перекладывая ее сеном или соломой. На дне «глечика» для молока искали «пуп» (глиняный отросток) – в посуде с таким «пупом» лучше собирается сметана, и ее будет больше. Еще для этого «глечики» старались не брать за венчики, а только снизу6.
Удачно продать готовую продукцию нужно было уметь. На базарной площади гончары старались любыми способами привлечь к себе внимание покупателей7. Те, которые имели меньше способностей к торговле обращали на себя внимание тем, что громко кричали: «Горшки, горшки!»8. Те, кто попроворней, становились ногами на большую «макитру» или горшок, притопывая, танцевали на ней, тем самым привлекая к себе всеобщее внимание9. Это было неопровержимым доказательством крепости и добротности изделия, мастерства гончара. Иногда гончары разбивали посуду на глазах у растерянных базарных зевак. Этим подавался знак, что свой товар могут продать дешевле10. Конкуренция ставила гончаров в такие условия, когда свою продукцию старались делать как можно качественней, искать новые формы, доделывать новые детали.
В определенные периоды спрос на гончарные изделия возрастал, например, перед большими религиозными праздниками. Перед Рождеством в основном покупали горшки, потому что «кутю» положено было варить только в новом11. Перед праздником Пасхи («Великоднем») большым спросом пользовались «макитри» – на этот праздник старались подарить новую «макитру», на Зеленые праздники – «баньку» (емкость для воды), или глиняную кружку12.
Ассортимент гончарских изделий для повседневного пользования был разнообразен. Наиболее употребляемые среди них были горшки, «глечики», «макитри». Покупая глиняную посуду, обязательно обращали внимание на особенности, характерные для этого вида посуды. Например, «макитра» для растирания мака, творога, пшена, гороха, фасоли, чеснока и других продуктов, должна быть внутри шершавой, не политой глазурью; «макитра», предназначенная для замешивания теста, должна быть хорошо политой глазурью, гладкой внутри, иметь широкие, в меру толстые венчики; особенностью глиняных банок для варенья были толстые, откоченные венчики, для удобства при их укупориванию13.
Не зная правил обращения с глиняной посудой, которые существовали с давних времен, современные хозяйки нередко жалуются на недолговечность купленной посуды: она пропускает воду, быстро начинает крошиться. Глиняной посудой нужно уметь пользоваться осторожно. Раньше каждая хозяйка знала секреты его «долгожительства», тщательно готовя новую посуду перед первым приготовлением пищи, проделывая ряд предохранительных действий. Способов подготовки новой глиняной посуды к использованию существовало множество. Ведь каждая хозяйка знала свой способ закалить свою посуду, но существуют и общие правила. Опишу наиболее распространенные из них в тех регионах Украины, которые упоминались выше. Способы первичной обработки посуды в этих регионах очень похожи. Часть этих способов описал А.Пошивайло14.
Новую посуду, в основном это были горшки, заваривали жидкой пшеничной кашей, ржаной мукой, отваром из картофеля, с обеих сторон натирали свиным салом или жиром, растительным маслом; кипятили в нем молоко, или воду (значительно реже). В большинстве случаев после таких нехитрых действий посуду нужно было поставить в горячую печь. Иногда на два-три часа, иногда на ночь. Для сравнения почти аналогичные действия с новой глиняной посудой проделывали и в карпатских селах: поливали новые горшки кипящим молоком, и в печь ставили всего на несколько минут 15. Иногда гончары, желая упрочнить свои изделия, обмакивали в раствор ржаной муки только-что вытянутую с «горна» (гончарная печь для обжигания керамики) еще горячую посуду27. Разбитую и треснувшую посуду в Карпатах ремонтировали (стягивали проволкой), иногда это делали путешествующие мастера (их называли «горшкодраями» или «дротарями»)16. Кстати, чтобы «макитра» служила дольше, не раскололась, ее еще новую, обязательно нужно стянуть проволокой вокруг венчиков.
В Черкасской области, в селе Межиречь, зафиксировано более сложный способ подготовки глиняных горшков к использованию. Новый горшок натирали с обеих сторон очищенной от шелухи луковицей, перед этим обмакнув ее в пшеничную или другую, какая имелась в хозяйстве, муку; потом натирали его старым салом, тоже с обеих сторон, в горшок ложили пшена, или другой крупы, очистки картофеля и все это заливали кипятком и ставили вариться в печь. Полученный отвар выливали, хорошо вымывали и два раза кипятили в нем воду, чтобы закалить его, после этого посудой можно будет пользоваться17. Чтобы предохранить новую посуду от протекания, наливали цельного молока и оставляли так на ночь, чтобы стенки посуды вобрали жир18.
В бедных семьях, и, позже, когда немного призабылись народные обычаи, новый горшок или «глечик» просто обмывали горячей водой19. Или же налив холодной воды ставили на час-два в жаркую печь20. Способ попроще: в новый горшок налить воды и дать постоять два часа, потом вылить21.
Иногда, новый горшок выпаривали водой с содой. Для этого в 10 литрах воды растворить столовую ложку пищевой соды22. Чтобы продлить срок службы глиняной посуды не рекомендовалось в нем солить овощи, потому, что соль разъедает стенки посуды23. Несмотря на это, в больших «макитрах» солили и квасили овощи на зиму, потому, они были практичными и не очень дорогими24.
Способы первичной обработки посуды были сравнительно эффективными. Такой посудой долго пользовались в хозяйстве. Мария Осавуленко, жительница с. Межиречь, что в Черкасской области, до сих пор пользуется еще маминым горшком (ему уже почти 40 лет). Опытные хозяйки отмечали, что даже горшки с браком, подготовленные надлежащим образом, могли служить долго. Для этого горшок с микротрещинами нужно залить отваром из сахарной свеклы, а потом намазать его внутри луком, обмакнутым в муку и поставить в горячую печь25.
Таким образом, в основном к использованию готовили новые горшки, реже – «глечики». Другие типы посуды: «макитри», «ринки», банки для варенья не готовили перед использованием26. Иногда прямо в «глечику» готовили сыр, парили молоко, от этого «глечик» пропитывался жиром и становился крепче27. Кстати, опытные хозяйки рекомендуют готовить сыр именно в «глечику», поставив его с кислым, «не потревоженным» молоком в еще горячую печь, или, в современных условиях, в духовку или емкость с кипящей водой.
К сожалению, с переходом от приготовления пищи в печи на газовых, электроплитах, традиции пользования глиняной посудой постепенно забываются, хотя, общеизвестно, что приготовленные в печи в глиняной посуде блюда очень вкусные, ароматные и полезные для здоровья. Сегодня глиняная посуда потеряла свой первозданный утилитарный смысл, но почти в каждом доме найдется «макитра» для растирания мака, глиняная миска, кружка, ваза, которые не только украшают интерьер, но используются в быту. Керамическую посуду рекомендуют для использования в микроволновых печах. Поэтому зафиксированные мной и предыдущими исследователями выработанные и проверенные многовековым опытом способы первичной обработки посуды, актуальные и сегодня, и, возможно, заинтересуют не только научных исследователей, но и современных хозяек.
Зафиксировав и проанализировав собранные и описанные выше материалы, можно с уверенностью сказать, что традиции украинского народа очень живучи, это означает, что сохраняется и передается опыт предыдущих поколений и можно проследить связь веков.

1. Этнография питания народов стран зарубежной Азии. – Москва: Наука, 1981. – С.3.
2. Пошивайло О. Етнографія українського гончарства. – К.: Молодь, 1993. – С.231.
3. Пошивайло О. Етнографія українського гончарства. – К.: Молодь, 1993. – С.229-246.
4. Звіт про наукову етнографічну експедицію на Черкащину (Уманьський район) (8.06.02–18.06.02) молодших наукових співробітників Інституту керамології – відділення Інституту народознавства НАН України Анатолія та Олени Щербань // Національний музей-заповідник українського гончарства в Опішному, Національний архів українського гончарства. – Ф.1-7. – Од. зб. 79. – С.12.
5. Пошивайло О. Етнографія українського гончарства. – К.: Молодь, 1993. – С.229.
6. Спогади Г.Ф.Нестеренко, Опішне, Зіньківський р-н, Полтавщина, 2003. Польові матеріали автора.
7. Пошивайло О. Етнографія українського гончарства. – К.: Молодь, 1993. – С.117-132.
8. Звіт про наукову етнографічну експедицію на Черкащину (Уманьський район) (8.06.02–18.06.02) молодших наукових співробітників Інституту керамології – відділення Інституту народознавства НАН України Анатолія та Олени Щербань // Національний музей-заповідник українського гончарства в Опішному, Національний архів українського гончарства. – Ф.1-7. – Од. зб. 79. – С.32, 39.
9. Звіт про наукову етнографічну експедицію на Черкащину (Канівський район) (13.08.02-22.08.02) молодших наукових співробітників Інституту керамології – відділення Інституту народознавства НАН України Анатолія та Олени Щербань // Національний музей-заповідник українського гончарства в Опішному, Національний архів українського гончарства. – С.54.
10. Звіт про наукову етнографічну експедицію на Черкащину (Уманьський район) (8.06.02-18.06.02) молодших наукових співробітників Інституту керамології – відділення Інституту народознавства НАН України Анатолія та Олени Щербань // Національний музей-заповідник українського гончарства в Опішному, Національний архів українського гончарства. – Ф.1-7. – Од. зб. 79. – С.32.
11. Спогади Г.Ф.Нестеренко, Опішне, Зіньківський р-н, Полтавщина, 2003. Польові матеріали автора; Звіт про наукову етнографічну експедицію на Черкащину (Уманьський район) (8.06.02-18.06.02) молодших наукових співробітників Інституту керамології – відділення Інституту народознавства НАН України Анатолія та Олени Щербань // Національний музей-заповідник українського гончарства в Опішному, Національний архів українського гончарства. – Ф.1-7. – Од. зб. 79. – С.17.
12. З листа І.І.Гончара до автора, м.Новодністровськ, Чернівеччина, 2003. – Приватний архів О.Щербань.
13. Звіт про наукову етнографічну експедицію на Черкащину (Канівський район) (13.08.02-22.08.02) молодших наукових співробітників Інституту керамології – відділення Інституту народознавства НАН України Анатолія та Олени Щербань // Національний музей-заповідник українського гончарства в Опішному, Національний архів українського гончарства. – С.24.
14. Пошивайло О. Етнографія українського гончарства. – К.: Молодь, 1993. – С.24.
15. Гонтар Т.О. Народне харчування українців Карпат. – К.: Наукова думка, 1979. – С.35.
16. Гонтар Т.О. Народне харчування українців Карпат. – К.: Наукова думка, 1979. – С.35.
17. Звіт про наукову етнографічну експедицію на Черкащину (Канівський район) (13.08.02-22.08.02) молодших наукових співробітників Інституту керамології – відділення Інституту народознавства НАН України Анатолія та Олени Щербань // Національний музей-заповідник українського гончарства в Опішному, Національний архів українського гончарства. – С.11.
18. Спогади В.Є.Китриша, Опішне, Зіньківський р-н, Полтавщина, 2003. Польові матеріали автора.
19. Спогади Є.М.Шрам, с.Човно-Федорівка, Зіньківський р-н, Полтавщина, 2003. Польові матеріали автора.
20. Спогади Г.Ф.Нестеренко, Опішне, Зіньківський р-н, Полтавщина, 2003. Польові матеріали автора.
21. Спогади В.П.Важничої, Опішне, Полтавщина, 2003. Польові матеріали автора.
22. Спогади Г.О.Басенко, Опішне, Зіньківський р-н, Полтавщина, 2003. Польові матеріали автора.
23. Спогади Г.О.Басенко, Опішне, Зіньківський р-н, Полтавщина, 2003. Польові матеріали автора.
24. Спогади Г.Т.Діденко, Опішне, Зіньківський р-н, Полтавщина, 2003. Польові матеріали автора.
25. Звіт про наукову етнографічну експедицію на Черкащину (Канівський район) (13.08.02-22.08.02) молодших наукових співробітників Інституту керамології – відділення Інституту народознавства НАН України Анатолія та Олени Щербань // Національний музей-заповідник українського гончарства в Опішному, Національний архів українського гончарства. – С.26.
26. Пошивайло О. Етнографія українського гончарства. – К.: Молодь, 1993. – С.232.
27. Спогади М.К.Яковенко, с.Писарівщина, Диканьський р-н, Полтавщина, 2003. Польові матеріали автора.

3 комментария:

  1. здравствуйте!купила себе горшочек поставила воду и в печь прокипятила 2 часа ,потом ушла прихожу и вижу странную пыль оранжевую на дне ..помыла снова и снова тоже самое почему так и что делать!хотела уже жаркое приготовить завтра и теперь расстроилась очень жду ответа мой имеил linaveber@yandex.ru

    ОтветитьУдалить
  2. Покупаю посуду только Люминарк http://luminarc.bineks.ua/ Последний раз взяла яркую очень, набор тарелок. Очень качественная и к тому же по приятной цене)

    ОтветитьУдалить
  3. Доброго дня!!
    Якби було фото виробу, можна було точніше щось сказати. Скоріш за все, Ваш горщечок - не полив'яний.

    ОтветитьУдалить